ROI — один из главных показателей в арбитраже трафика, уступающий по важности только профиту.
После запуска рекламной кампании именно ROI является той путеводной звездой, которая ведёт веб-мастера к заработку. И от того, насколько ярко эта звезда горит, зависят все дальнейшие действия арбитражника: будь то увеличение оборотов, переделка креативов, смена подхода или остановка трафика.
ROI надо считать всегда, везде и быстро. Сложного в этом ничего нет, поэтому приступим сначала к теории, а потом и практику попрактикуем.
ROI в CPA-маркетинге — это…
ROI (от английского return on investment) — это финансовый коэффициент рентабельности инвестиций, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности рекламной кампании.
Формула расчёта
Показатель ROI является отношением суммы прибыли за вычетом инвестиций к сумме инвестиций. Обычно ROI выражается в процентах. В виде формулы это выглядит так:
ROI = ( Доход − Затраты ) / Затраты × 100, где
- Доход — это вознаграждение, начисленное в CPA-сети по результатам работы рекламной кампании;
- Затраты — это все расходы, связанные с рекламной кампанией.
Давайте для примера рассчитаем ROI рекламы в паблике во ВКонтакте.
Дано:
- Стоимость рекламного поста — 200 руб.
- В CPA-сети начислили вознаграждение за лиды — 500 руб.
ROI = ( 500 − 200 ) / 200 × 100 = 150%
Выходит, что вложив в рекламу 200 руб. и заработав на этом 500 руб., мы получили возврат инвестиций в размере 150% или 300 руб. чистой прибыли, то есть слили в плюс.
Тут важно отметить, что ROI может принимать значения в диапазоне от −100% до плюс бесконечности. Отрицательные значения показателя говорят о том, что вознаграждение по итогам рекламной кампании оказалось меньше затрат на неё.
Например, если при стоимости поста в 200 руб. мы заработаем всего 100 руб., то расчёт будет таким:
ROI = ( 100 − 200 ) / 200 × 100 = −50%
Сразу видно, что в результате мы отбили лишь половину вложений и оказались в минусе.
Ещё существует ситуация под названием «слить в ноль». Она случается тогда, когда итоговый доход равен расходам — потратили 200 руб. и заработали 200 руб.
ROI = ( 200 − 200 ) / 200 × 100 = 0%
Хоть в твёрдой валюте, хоть в процентах профит в таком случае будет равен нулю.
Самое же страшное, что может произойти — это слить все деньги «в пельменную», не получив за свои труды ничего, кроме бесценного опыта.
ROI = ( 0 − 200 ) / 200 × 100 = −100%
ROI при этом примет своё наименьшее отрицательное значение — −100%.
Для слабонервных особ — это отличный повод впасть в депрессию и навсегда забыть об арбитраже трафика, а для опытных адвертов — лишь стимул хорошенько взбодриться, взять себя-тряпку в руки, проанализировать результат, устранить причину неудачи и лить дальше, но уже в плюс.
Для наглядности продублирую все варианты вместе:
Что влияет на ROI
Абсолютно всё. Да-да, я не шучу.
Поймите, ROI — это итоговый результат всей проделанной вами работы, поэтому каждый пункт в длинной цепочке слива неизбежно оказывает своё влияние на него:
- выбранная CPA-сеть;
- привлекательность креативов;
- скорость загрузки лендинга;
- время работы рекламной кампании;
- настроение сотрудников call-центра;
- и так далее, и тому подобное.
Отсюда вытекает очевидный вывод, что увеличить размер ROI можно тоже сто и одним способом:
- выбрать CPA-сеть с большими отчислениями или лучшим апрувом;
- протестировать новые креативы;
- скопировать лендинг на свой быстрый хостинг и адаптировать его под мобильные устройства;
- отключить рекламу в «мёртвое» для оффера время…
То есть сделать по сути совершенно обычные для арбитража вещи, но лучше, чем вчера, и получить в итоге завтра профит больше, чем сегодня.
Как ещё поднять ROI
Своими бесхитростными хитростями оптимизации рекламных кампании я поделюсь совсем скоро — в одной из следующих статей, — а пока «спалю» сайт, который гарантированно увеличит ваш ROI на 5–15%, в зависимости от того, с каким источником трафика вы сейчас работаете.
Сервис GetUniq — это настоящий «экономитель бюджета», который позволяет пополнять кабинеты рекламных сетей с выгодой до 20%.
В списке источников числятся такие «монстры» как ВКонтакте, myTarget, МаркетГид, Direct/ADVERT, Kadam, Recreativ, BodyClick, GetDirect и Airpush, поэтому уже сегодня вы можете зарегистрироваться в сервисе и начать покупать любимый трафик с приятной скидкой.
Excel всемогущий
Со временем вы обязательно научитесь быстро прикидывать ROI в уме, но для того, чтобы собрать точную статистику, вам всё же понадобится какой-то аналитический инструмент, например, Excel или любой его аналог.
Ролики на YouTube вам подробно расскажут об азах использования этого приложения, а я просто покажу, как должна выглядеть формула в ячейке расчёта ROI.
Ничего сложного, правда? Если есть необходимость, то этот файл вы можете скачать здесь: Excel / Numbers.
Какой ROI считать нормой
Заголовок немного провокационный, потому что никакой нормы тут нет и быть не может. Некоторых арбитражников вполне устраивает ROI в 20–30%, а кто-то работает исключительно по связкам с ROI от 100%.
Дьявол кроется в объёмах.
На малых оборотах работать с маленьким ROI «скучно» и опасно, потому что заработок невелик, а любое изменение в качестве трафика может из плюса сделать минус.
С большим бюджетом, напротив, можно позволить себе роскошь лить трафик по принципу «лишь бы в плюс», а компании останавливать у отметки чуть выше ноля.
Вот так это выглядит на практике…
Несмотря на то, что ROI во втором варианте в пять раз меньше, фактический профит получился вдвое больше. Именно поэтому адверты предпочитают работать на больших объёмах с массовыми офферами — на широкий гео и большую целевую аудиторию.
А вот, что по этому поводу говорит сухая статистика…
Когда останавливать трафик
Казалось бы, ответ очевиден: если сегодня идёт в плюс, но уже понятно, что завтра будет в минус, то пора останавливать.
Под «сегодня» и «завтра» можно понимать час, день или неделю, то есть тот временной промежуток, через который вы просматриваете и анализируете статистику.
Но хотел бы напомнить о том, что не стоит уж совсем ждать до последнего, так как минус на самом деле может подкрасться незаметно и напасть немного раньше, чем ROI пересечёт нулевую отметку.
Это происходит потому, что при анализе статистических данных веб-мастера, как правило, учитывают только расходы на трафик из рекламных кабинетов, игнорируя при этом дополнительные издержки на связку, такие как регистрация домена, аренда трекера, комиссия за вывод средств на банковскую карту и так далее по списку.
В результате можно наблюдать подобную картину…
Первый адверт учёл все расходы и уже остановил трафик, ибо вовремя увидел, что связка собирается уйти в минус.
Второй адверт в блаженном неведении продолжает лить с виртуальным ROI 11% и получать «баснословную прибыль».
Это, конечно, утрированный пример, и есть множество нюансов, о которых ни в сказке сказать, ни пером описать, но главное, чтобы вы уловили суть и не забывали о дополнительных накладных расходах.
Разумеется, если вы постоянно льёте на приличных объёмах с ROI от 500%, то беспокоится о таких мелочах не стоит, но что-то мне подсказывает, что это не так…
Как «правильно» считать ROI в арбитраже
Специально оставил эту тему на закуску, чтобы с самого начала не создавать сумбур в голове.
К сожалению, так исторически сложилось, что арбитражное сообщество до сих пор не выработало единой — «канонической» — формулы расчёта ROI. И вокруг этой темы то и дело вспыхивают нешуточные форумные войны, в которых по сути нет ни правых, ни виноватых.
А проблема заключается в следующем, — часть арбитражников вычисляют ROI не так…
ROI = ( Доход − Затраты ) / Затраты × 100,
как я вам показал, а немного по-другому:
ROI = Доход / Затраты × 100.
В результате небольшого изменения формулы смещается диапазон значений, которые может принимать ROI — он становится от 0% до плюс бесконечности. То есть даже при сливе трафика в минус ROI выражается положительным числом, но меньше 100%, а при сливе в плюс — больше 100%.
Так оба метода расчёта выглядят в сравнении на тех же примерах…
Моё мнение в этом вопросе непоколебимо уже много лет и основано на удобстве. Если я теряю деньги, то хочу в статистике видеть результат со знаком минус просто потому, что мне так намного проще проводить анализ.
Разумеется, я не запрещаю вам использовать второй вариант, но не забывайте указывать в своих «мегаприбыльных» кейсах с ROI 101%, по какой формуле вы всё это считали.
И уж тем более не надо с настойчивостью религиозного фанатика доказывать кому-либо правильность своего метода расчёта, основанного на формуле из Википедии. Будьте проще, и профит сам к вам потянется.
На самом деле
Но я всё-таки позволю себе маленькую шалость на правах автора статьи и попробую подкрепить правильность моего выбора социальными доказательствами.
Перед публикацией материала я специально устроил небольшой опрос среди арбитражников на эту тему и получил вот такой результат…
Если есть желание, то принять участие в голосовании вы можете здесь, а у меня на этом всё.
Занавес.
Привет! Подскажите пожалуйста, есть ли такой трекинг, который при переходе мог бы фиксировать IMEI телефонов?
Спасибо!
В своей практике не сталкивался с таким. Если кто и знает в рунете ответ на этот вопрос, то это Олег Решетников — https://vk.com/lolol20.